НЕСКОЛЬКО ВСТРЕЧ С РИМОМ АХМЕДОВЫМ [Владимир Жерехов, 22.07.2003]

2016-12-09 22:32:33 Комментариев: 0 Просмотров: 155

В этом году киностудия " Башкортостан" снимала сюжет о писателе Риме Ахмедове, приуроченный к его 70-летнему юбилею. Поначалу я, режиссер этого сюжета, даже обрадовался тому, что буду иметь дело с героем, для которого специфика кино понятна: много лет Ахмедов проработал на телевидении. За героем сюжета после шести изданий книги "Одолень-трава" и успешной частной практики закрепилась слава травника. Но личность Рима Ахмедова оказалась гораздо более многоплановой.

Снимаем первый план сюжета: панораму книг о травах и фитотерапии, она завершается стоящей отдельно книгой Ахмедова "Растения: друзья и враги" - первым в стране трудом о побочных явлениях и противопоказаниях при такого рода лечении. В разговоре Ахмедов критически высказался в адрес нынешних коммерсантов, делающих бизнес на доверии больных. Кто из нас не знает, как заготавливаются травы? Коммерческие фирмы принимают их без должного анализа, бывает, что собранные в городе травы и изготовленные из них лекарства идут на продажу. Результат такого лечения, понятно, плачевный.

Между тем возможности траволечения действительно обширны. К Ахмедову не раз обращались за рекомендациями врачи-онкологи: фитотерапия помогает бороться с раком. Однако сниматься в эпизоде общения с больным на дому Ахмедов сразу же отказался. Жена пояснила: и так живут в обстановке постоянных телефонных звонков - вот она, оборотная сторона известности.

Между тем поначалу популярность герою принесли книги, к медицине отношения не имеющие. И сам он, как постепенно выяснилось, хотел бы остаться на экране именно писателем. Между тем рамки сюжета малы - всего 3 минуты. И все же я понимал, что для писателя признание его литературного творчества крайне важно.

На берегу Уфимки съемочная группа нашла неожиданное решение запечатлеть Ахмедова за рыбалкой, тем более, что и удочка и стульчик - все нашлось как бы само собой. Тут-то и зашел разговор о том, что впечатления рыбака, туриста, краеведа воплотились в книге писателя "Слово о реках, озерах и травах". И Ахмедов сказал, что ему удалось продолжить тематику Аксакова, дополнив ее материалом, оставшимся за рамками русской классики. Вот эта взаимосвязь русской и башкирской литературы еще яснее обозначилась в разговоре о переводах. Роман "Кинзя" для перевода был предложен ему, после того как в Союзе писателей Мустай Карим заявил, что такое произведение башкирской классики требует таланта маститого переводчика, а точнее Рима Ахмедова.

И вот мы снимаем эпизод, когда писатель работает над своей книгой. Рядом с героем стоит компьютер, но оказалось, как и в начале творческого пути, работает Ахмедов на печатной машинке. На стол поставили портрет Бориса Пастернака - любимого поэта писателя. Сразу же отметил про себя внешнее сходство, такая же линия шеи. Вспомнил: Ахматова сравнивала Пастернака с арабским жеребцом. Но для нас русский поэт важен потому, что согласно замыслу сюжета, герой работает в эту минуту над продолжением автобиографических "Промельков". На столе - журнал "Бельские просторы", где напечатана часть этого романа. Вошла туда глава и о Пастернаке. Точнее, о встречах молодого студента Ахмедова с его кумиром Пастернаком в Переделкино.

Писатель догадывается, что я знаком с его ранними рассказами. Тем не менее подробно останавливается на них, пересказывая мне "Галин трамвай". В трамвае мать-кондуктор встречает дочь с ее парнем. Дочь делает вид, что не знает ее и выходит на первой же остановке. Для времени создания рассказа сюжет необычен: любая профессия в Советском Союзе считалась почетной. Время же социальных контрастов пришло после перестройки и писатель прозорливо увидел его. Другой вопрос: почему эта линия творчества постепенно уступила другой?

Ахмедова часто спрашивают: как вы стали травником? Начинающий писатель работал в то время на Московском телевидении, создавая программы о природе. О том, какие уникальные программы создавались, и какие сложные условия диктовал поначалу прямой эфир вещания, Рим Билалович рассказывал с удовольствием. Упомянул и тот факт, что ему посчастливилось стать автором сценария первого в стране многосерийного фильма. Вернувшись в республику, он продолжил работу на местном телевидении, создавая программы о природе и, например, о филателии. И они, несомненно, влияли на направление мыслей автора.

Но даже травникам не всегда удавалось избежать конфликта с властью. На столе Ахмедова я увидел книгу В. Малышева "Откровения певца и травника" с дарственной надписью. В 1984 году Ахмедов выступил в защиту известного солиста Мариинского театра, обвиненного в незаконной медицинской практике. По сути, и сам Ахмедов, не имея медицинского диплома, теоретически мог оказаться на его месте. Тем более, что брался он за случаи неизлечимые.

 

Снимаем эпизод общения Ахмедова с дочерью Лилией. Она разделила интересы отца, став его помощником. На столе сотни писем. Переписывался писатель и с известными людьми, среди них поэт Расул Гамзатов, певица Мария Биешу. Сам же Ахмедов вспоминает про Мухамадиеву Риту, заболевшую лейкомией. И Рита, и еще две девочки были вылечены.

Эпизод сбора трав снимаем на поляне. С юмором он рассказывает, что был случай, захватил с собой полковника. От кошмарных летающих "тварей" полковник чуть ли не плакал и грозился посылать проштрафившихся солдат именно в это место. Сколько надо заготовить сырья? Собранных со всей этой обширной поляны трав хватит для лечения только одного человека. В количественном отношении, конечно.

Удалось запечатлеть на экране разнообразие трав на поляне, а вот их лечебные возможности в комментариях Ахмедова, к сожалению, остались за кадром. Дочь же рассказала нам, что в отличие от травников, применяющих фитотерапию путем пробы трав, у ее отца она точечная, то есть исходит от изучения личности больного и индивидуального подхода.

"Культура едина: врачевать душу и тело - одно и то же". Цитата эта взята из статьи журналиста Александра Касымова, напечатанной в "Вечерней Уфе". Статья эта, по мнению Ахмедова - единственная, где удалось выразить саму суть жизнедеятельности писателя. Мы еще не знали тогда, что в момент завершения съемок я увижу портрет Саши в траурной рамке. Я общался с ним дежурно, кратко, забегая в "Вечерку", а всегда хотелось дружить с ним. Но вспоминая его, думаешь и о тех, кто продолжает борьбу с неизлечимыми страшными болезнями. Жизнь бесценна - и Рим Ахмедов помнит об этом.

НЕСКОЛЬКО ВСТРЕЧ С РИМОМ АХМЕДОВЫМ [Владимир Жерехов, 22.07.2003]

Оставить комментарий

Ваше Имя:


Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо            Хорошо

Введите код, указанный на картинке: